Трудно представить себе более таинственный памятник истории, чем Туринская плащаница. С одной стороны, ярые приверженцы верят, что плащаница - действительно полотно, в которое завернули тело Иисуса, сняв его с креста.С другой стороны, существуют скептики, которые утверждают, что артефакт является средневековой подделкой. Для исследования плащаницы в 1988г. был привлечен довольно точный радиоуглеродный метод датировки, однако он не дал ответа на вопрос, поскольку возникли сомнения в качестве образца, представленного для исследования. Туринская плащаница - это большая тканная полотняная простыня длиной 14,4 фута и шириной 3,6 фута. на лицевой и обратной стороне полотна видны очертания нагого человека со скрещенными на животе руками, получившие множество ран в результате распятия. Отчетливо просматривается лик с бородой. Это тело человека ростом около 6 футов - довольно высокого как для I в. н.э., так и для средневековья. на полотне различными темно-красные волокна, похожие на кровь, а в области запястья заметна круглая рана. есть еще раны на боку, лбу и ногах. Никто из представителей Церкви не сделал никаких заявлений относительно плащаницы, но многие люди убеждены, что на ней изображено распятое тело Христа. Большая часть полотна неизвестна. Первое письменное упоминание о нем как о туринской плащанице появилось лишь в XVI в. Существуют и более ранние упоминания о полотне с изображением Христа. например, историк Церкви, епископ Кесарийский Евсевий, описывает прижизненный портрет Христа, который по слухам, храниться в Эдессе (Сирия). В легенде, которую записал Иоанн Дамаскин (676-749гг.), упоминается эдесский царь Абгар, пораженный неизлечимой болезнью, который послал Иисусу письмо с просьбой приехать в Эдессу и вылечить его. Иисус не смог прехать, но сотворил чудо - создал свое изображение на куске полотна и отправил его царю. Когда Абгар увидел чудесное изображение ( Иоанн его описывает как прямоугольное полотно), он тут же выздоровел. Эта святая реликвия получила название эдесского убруса. В 944 г. эдесский урбус был перевезен в Константинополь. Поздее реликвию передали в Палатинскую капеллу, где она хранилась, пока в 1204 г. город не был ограблен и сожжен крестоносцами, которые вывезли некоторые святыни Константинополя, однако был ли среди них эдесский урбус, неизвестно. тем не менее многие ученые считают, что в эти годы крестоносцы вывезли полотно в Европу, где они и получило свое нынешнее название - Туринская плащаница В 1357 году полотно было выставлено на всеобщее обозрение вдовой французского рыцаря Жоффруа де Шарне Жанной де Верджи в церкви маленькой деревушки Лири, на северо-востоке Франции. В 1453г. полотно перешло во владении герцога Луи Савойского. Тот держал его в своей резиденции - капелле Шамбери во Франции. В 1532г. плащаница была повреждена в результате пожара в капелле. она могла так же пострадать и от воды, которой тушили пожар. Монахиня ордена бедной Клары попыталась заштопать поврежденные места. В 1578г. плащаницу перевезли в Турин, где она хранится доныне. В 1983 году она стала собственностью святейшего престола Ватикана, после того как Умберто II, последний представитель Савойской династии, добровольно передал ее Папе. И сегодня плащаница находится в Турине в сферической капители собора святого Иоанна Крестителя. В 1988г. по требованию общественности Святейший престол предоставил реликвию для проведения трех независимых экспертиз. датировку по методу анализа радиоактивных изотопов углерода проводили: Оксфордский университет, университет штата Аризона и Швейцарский федеральный технологический институт. Во всех лабораториях использовались части одного и того же образца - кусков полотно 1 на 5.7 см, взятых для тестирования с края плащаницы. Экспертиза показала, что предмет был создан в 1260-1390гг., а значит не является погребальным саваном Христа и представляет собой средневековую подделку. И так, если полотно было фальшивым, кто же его тогда создал и как? Кристофер Найт и Роберт Ломас в своей книге "Вторая мессия" утверждают, что лик на плащанице принадлежит Жаку де Моле - последнему Великому магистру ордена тамплиеров. Де Моле был арестован по приказу Филиппа IV за ерись и 18 марта 1314г. был привязан к столбу и сожжен в Париже, на острове, расположенном на реке Сене. По словам современников де Моле, его пытали, прибивали руки и ноги к деревянной балке, чтобы тот страдал, как Иисус. есть версия, что после пыток де Моле завернули с головой в продолговатое полотно и положили в постель, где он пролежал около 30 часов. За это время пот и кровь тела де Моле оставили своеобразный отпечаток на простыне. Еще одним фактом, подтверждающим гипотезу де Моле, является то, что Великого магистра казнили вместе с Жоффреем де Шарне, настоятелем ордена тамплиеров в Нормандии. Вскоре после смерти его внука Жоффруа де Шарне в 1356г. в битве при Пуатье его вдова, Жанна де Верджи, якобы нашла среди вещей мужа плащаницу и выставила ее в церкви деревушки Лири. Стоит признать явное сходство оттиска на плащанице и изображением де Моле на средневековых гравюрах. Существует так же версия, что лик, изображенный на плащанице, принадлежит уникальному итальянскому эрудиту Леонардо да Винчи (1452-1519). Линн Пикнет и Клайв Принс предположили, что плащаница представляет собой автопортрет Леонардо да Винчи и, вероятно, первый пример фотографии в истории. Согласно этой теории, у которой много сторонников, изображение на полотне было сделано с помощью камеры обскура (темная комната или ящик с отверстием с одной стороны, через которое перевернутое изображение объекта, расположенного снаружи, проектируется на противоположную стену, экран или зеркало, а затем обводится художником). Главным недостатком жтой теории является то, что да Винчи родился через век после появления упоминаний о плащанице. и то что он жил позже 1260-1390гг. - временного периода, установленного с помощью радиоуглеродного метода датировки плащаницы. Однако современные исследователи поставили под сомнения достоверность радиоуглеродной датировки, проведенной в 1988г. и в июне 2002г. была предпринята попытка основательной реставрации плащаницы, которая подразумевала удаление всех участков, наложенных при восстановлении повреждений в период средневековья. Во время работы над плащаницей эксперт по реставрации текстиля Михтильд Флюри-Лемберг установила, что материал плащаницы был выткан в три нити, плетением "елочка". Этот тип плетения использовался в древние времена для создания высококачественной ткани. Она так же обратила внимание на сходство между швом одной из длинных сторон плащаницы и подворотом на полотне, найденном в гробницах над Мертвым морем в иудейской крепости Масада. Полотно из Масада датируется около 40г. до н.э. - 73г. н.э. и она считает, что туринская плащаница появилась приблизительно в тоже время и может быть датирована I в. н.э. Итак, могут ли недавние результаты исследования означать, что Туринская плащаница действительно является погребальным саваном Христа? Сегодня у многих ученых еще есть надежда. что Ватикан позволит взять новые образцы для проведения повторной экспертизы, хотя Церковь не намерена это делать. Возможно так и не удастся найти неопровержимые доказательства того, что туринская плащаница является саваном, в который Иосиф Аримафейский завернул тело Христа. Верить этому или нет - это вопрос веры.