Хотя "Бхагавад-Гита" издается и считается как
самостоятельное произведение, изначально она является частью
"Махабхараты", древнего исторического эпоса, написанного на санскрите.
"Махабхарата" повествует о событиях, которые происходили в прошлые
эпохи, вплоть до наступления века Кали. А в самом начале нынешнего
века, около 5000 лет назад, Господь Кришна поведал "Бхагавад-гиту"
Своему другу и преданному Арджуне.
Их диалог - одна из величайших философских и
религиозных бесед в истории человечества, состоялся перед самым началом
битвы, которой суждено было вылиться в великую братоубийственную войну
между сыновьями Дхритараштры, с одной стороны, и их двоюродными
братьями, Пандавами, сыновьями Панду, с другой. Два брата: Дхритараштра
и Панду появились на свет в династии Куру, берущей начало от царя
Бхараты, который правил Землей в былые времена; от его имени образовано
название "Махабхарата". Поскольку Дхритараштра, старший брат Панду,
родился слепым, царский трон, который должен был достаться ему, перешел к
его младшему брату, Панду.
Случилось так, что Панду умер совсем молодым, и
его пятеро сыновей - Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева -
остались на попечении Дхритараштры, который в результате смерти брата
временно занял престол. Таким образом, сыновья Дхритараштры и сыновья
Панду росли и воспитывались вместе при царском дворе. И тех, и других
обучал военному искусству многоопытный Дрона и наставлял всеми
почитаемый "дед" клана, Бхишма.
Однако сыновья Дхритараштры, в особенности
самый старший из них, Дурьодхана, ненавидели Пандавов и завидовали им
(враждовали с ними). А слепой и злонравный Дхритараштра хотел, чтобы
его собственные дети, а не сыновья Панду, унаследовали царский престол.
Тогда Дурьодхана, с согласия Дхритараштры,
замыслил убить юных сыновей Панду. И только благодаря покровительству
их дяди Видуры, а также их двоюродного брата Господа Шри Кришны
Пандавам всегда удавалось оставаться в живых.
К тому же Господь Кришна был не обыкновенным
человеком, а Самим Верховным Господом, который сошел на Землю и играл
роль царевича в одном из царских родов того времени. Выступая в этой
роли, Он был также племянником жены Панду, Кунти, или Притхи, матерью
пятерых Пандавов. Поэтому как родственник и вечный поборник религии,
Кришна покровительствовал добродетельным сыновьям Панду и всегда защищал
их.
В конце концов, ловкий и коварный Дурьодхана
бросил Пандавам вызов и вынудил их сыграть партию в кости. Во время
рокового поединка, Дурьодхана и его братья завладели Драупади,
добродетельной и верной женой Пандавов, и нанесли ей оскорбление,
сделав попытку раздеть ее на виду у всех царей и царевичей. Благодаря
божественному заступничеству Кришны, Драупади была спасена, однако
Кауравы, ведя нечестную игру обманным путем лишили Пандавов царства и
вынудили провести их целых тринадцать лет в изгнании.
Возвратившись из ссылки, Пандавы потребовали у
Дурьодханы вернуть по праву принадлежавшее им царство, но тот наотрез
отказался исполнить их просьбу. Будучи кшатриями, Пандавы должны были
править и таким образом служить обществу, поэтому они сократили свое
требование и попросили дать им хотя бы пять деревень. Но Дурьодхана с
вызовом ответил, что не уступить им и клочка земли, куда можно было бы
воткнуть иголку.
До сих пор Пандавы всегда проявляли терпение и стойкость, однако теперь войны казалось было не избежать.
Когда же все цари мира разделились, встав на
сторону сыновей Дхритараштры или примкнув к Пандавам, Кришна Сам
выступил в роли посланника Пандавов и отправился ко двору Дхритараштры с
миссией мира. Однако Его призывы не были услышаны и тогда стало ясно,
что войны не избежать.
Обладая самыми высокими моральными качествами,
Пандавы признавали Кришну Верховной Личностью Бога, в отличие от
сыновей Дхритараштры, которые были безбожниками. И все же Кришна
согласился участвовать в битве, считаясь с желанием каждой из враждующих
сторон. Будучи Богом, Он не станет сражаться лично. Но противники по
своему желанию смогут получить либо военные силы Кришны, либо Его
Самого в качестве советника и помощника. Дурьодхана, которого считали
непревзойденным политиком, решил заполучить армию Кришны, а Пандавы с
неменьшей силой хотели видеть в своих рядах Самого Кришну.
Так Кришна стал возничим Арджуны и взял на Себя
обязанность вести легендарную колесницу великого лучника. Это подводит
нас к тому моменту, с которого начинается "Бхагавад-гита": две армии
стоят друг против друга, готовые к сражению, и Дхритараштра с волнением
вопрошает своего секретаря Санджаю о том, что происходит на поле боя.
Итак, участники событий расставлены по местам,
осталось сказать лишь несколько слов о настоящем переводе и
комментариях. До сих пор все переводчики "Бхагавад-Гиты" на английский
язык действовали по одной схеме. Они отбрасывали в сторону Личность
Кришны, оставляя место для изложения собственных взглядов и философских
позиций. Содержание "Махабхараты" они считали набором увлекательных
мифов, а Кришна становился для них литературным приемом при изложении
идей и взглядов некоего безымянного гения или, в лучшем случае,
второстепенным историческим лицом.
Однако Кришна, как Личность,
является одновременно целью и содержанием "Бхагавад-гиты" судя по тому,
что говорит о себе сама "Гита". Этот трактат, равно как и
сопровождающие его комментарии, ставят своей целью привести читателя к
Богу, а не увести его в сторону от Него. С этой точки зрения
"Бхагавад-Гита" - произведение поистине уникальное. Уникальным является
также то, что в силу всего вышесказанного "Бхагавад-Гита" становится
до конца последовательным и понятным произведением. Поскольку Кришна
является рассказчиком "Гиты" и вместе с тем ее конечной целью.