Друиды - это таинственное сословие жрецов-язычников у кельтских племен Западной Европы, существовавшее во II в. до н.э. - I в.н.э.(конец железного века).Слово "Друид", имеет индоевропейские корни и означает "дуб", "сильный", "знание", "мудрость". наиболее полным источником информации об этих жрецах были "записки о галльской войне" Юлия Цезаря (100-44 гг.до.н.э.), в которых из первых рук идет повествование об истории его войн с Галлией современная Франция) в 59-51 гг. до н.э. Очень сложно даже приблизительно установить время появления друидов и оформления времени. первое упоминание о них относиться к началу I в. до н.э. и связано с греческим философом, астрономом и географом Посидонием. К сожалению, его труды сохранились только в виде цитат в произведениях более поздних авторов, таких как греческий историк и географ Страбон (63г. до н.э. - 24 г. н.э.) и ученик Поседония, римский оратор и государственный деятель Цицирон (106-3 гг. до н.э.) Цицерон писал. что сам лично был знаком с друидом по имени Дивитиак. По его мнению он был то ли астрологом, то ли пророком, постигшим "естественную философию". Страбон, ссылаясь нва Цезаря, рассказывает об огромном плетеном чучеле для пожертвований и еще одном виде принесения человеческих жертв, которое проводили друиды: "В некоторых людей стреляли стрелами и сажали на кол в храмах". Хотя подтверждений тому, что кельты вообще пользовались луком и стрелами найти не удалось, но есть одна интригующая находка - тело, обнаруженное во внешнем рву Стоунхенджа: в человека с близкого расстояния выпустили шесть стрел. Возможно это был ритуал жертвоприношения. Поскольку находка датируется 2398-2144 гг. до н.э. , явной связи между данным ритуальным убийством и жертвоприношением друидов в эпоху позднего железного века нет. нет сомнений, что друиды практиковали ритуалы, которые как часть многовековой традиций, сложившихся на Британских островах, перешли к ним от предков. В Ирландии друиды сохраняли заметное положение в обществе до начала христианизации этих земель - тогда их функции перешли к духовенству. В раннем валлийском и ирландском эпосе часто упоминаются друиды. Впрочем, не стоит забывать, что почти все сохранившиеся до наших дней произведения были отредактированы христианскими писцами. В ирландской литературе друиды обычно выступают в роли царских советников. Наиболее известным из них является Катбад - влиятельный друид при дворе короля Ульстрера Конхобара. Другим примером является могущественный слепой друид Мог Рут из Мунстера, королевства в южной части Ирландии, который якобы мог увеличиваться до невероятных размеров, вызывать бурю и превращать человека в камень. Для перевоплощения он использовал шкуру безрогого быка, маску птицы и головной убор из перьев. Его дочь тоже была знаменитым друидом: в ее честь был назван холм в графстве Мит и проводимая там церемония зажжения зимних огней во время Самайна (1ноября) - древнего кельтского праздника, который можно назвать кельтскимс Новым годом. XVIII в. характеризуется возрождение друидизма. С усилением интереса к естественным религиям и исконным местным традициям друиды снова заняли видное положение, что было связано преимущественно с именами таких антикваров, как Уильям Стакли, Джон Обри, коротый первым заявил о связи между Стоунхенджем, Эйвбери и другими доисторическими монументами Англии с друидами. Последователем Обри стал сторонник радикальных взглядов Джон Толанд, ирландец по происхождению. В 1717г. в Лондоне он основал орден друидов, а в1776г. опубликовал свой труд "история друидов". уильям Стакли (1687-1765), знаменитый археолог и антиквар, в 1718г. стал секретарем Общества древностей. Его исследования, записи и зарисовки, касающиеся неолитических памятников, таких как Стоунхенжд и Эйвбери, до сих пор являются ценным материалом для археологов и историков. В своих трудах "Стоунхендж, храм британских друидов" (1740) и "Эйвбери, храм британских друидов" (1743), оказавших большое влияние на воссоздание друидизма в Новое время, он, как и Обри, указывал на связь доисторических монументов с единственным известным в те времена древним населением Британии - друидами. Орден друидов существует и в настоящее время. каждый год во время зимнего солнцестояния в Стоунхендже появляются представители древнего ордена друидов, основанного в 1781г. в Лондоне в период создания масонских обществ. Этот орден гордится тем, что когда в его рядах был сам Уильям Черчель: в 1908г. он входил в ложе Альбион оксфордского отделения общества. Сложно сказать, что из древних друидских верований и ритуалов сохранилось до наших дней, поскольку почти весь современный друидизм корнями уходит в эпоху романтизма . Следы древнего британского друидизма можной найти в народных поверьях и традициях, связанных с праздниками, например с Хэллоуином. Обычай одевать макси для отпугивания злых духов уходит корнями в ритуал празднования кельтского Самайна в начале зимы - 1 ноября. Другим важным кельтским праздником, с которого начинались майские праздники, был Белтейн (отмечался 30 апреля или 1 мая, с приходом лета). накануне на вершине холмов разжигались большие костры, и друиды гнали скот через пламя, очищая его, а люди, желая получить большой уражай, должны были прыгать через костры. Вероятно, и мифические лесные создания, такие как феи и лешие, тоже являются удивительными пережитками мистических традиций некогда великих друидов.